Рейтинг@Mail.ru
Дарамсала - частичка Тибета у подножия Гималаев - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дарамсала - частичка Тибета у подножия Гималаев

© Фото : Елена СипуноваДарамсала
Дарамсала
Читать ria.ru в
Дарамсала - это особое место. Она либо нравится очень, либо не нравится, и тоже очень. Оно выталкивает из себя тех, кому в нем не место. И не отпускает тех, кому надо остаться. Я знаю, я проверяла: за полгода я пыталась уехать четыре раза, сдавала билеты, покупала снова… А уехала только тогда, когда кончилась виза.

Дарамсала - это особое место. Она либо нравится очень, либо не нравится, и тоже очень. Оно выталкивает из себя тех, кому в нем не место. И не отпускает тех, кому надо остаться. Я знаю, я проверяла: за полгода я пыталась уехать четыре раза, сдавала билеты, покупала снова… А уехала только тогда, когда кончилась виза. Начну по порядку.

До Дарамсалы из Дели можно ехать разными путями - на автобусе, поезде, такси и самолёте. Все способы хороши по-своему, но я всегда выбираю автобус как самый энергосберегающий: ночью сел, утром уже на месте. Перед самой Дарамсалой есть поворот, который постоянно достраивают: однажды целый автобус с туристами улетел в пропасть. Выжил только водитель. Об этом вы не узнаете в путеводителях, поверьте мне.

Дарамсала - это поселение у подножия Гималаев, расположенное в штате Химачал-Прадеш на севере Индии. Это пристанище тибетских беженцев, где находятся резиденция далай-ламы XIV, тибетское правительство в изгнании, тибетские школы, институты, монастыри и большая часть текстов и писаний, которые были вывезены из Тибета после его оккупации Китаем в 1959 году.

Если вы хотите посмотреть на Индию, вам не сюда. Если хотите узнать, как живут тибетцы в Тибете - вам тоже не сюда. Дарамсала - это отдельно существующая реальность. Здесь тибетский язык смешался с хинди-инглишем и английским, здесь модные тибетские мальчики ходят в модные местные клубы и пьют там пиво и курят сигареты. Здесь многие тибетцы имеют спонсоров из развитых стран. В самом Тибете всё не совсем так. Точнее, всё совсем не так. Клубов намного меньше, джинсы не такие широкие, образ жизни не такой распущенный, традиции соблюдаются чаще (хотя в городах, где китайцев и тибетцев примерно равное количество, многое тоже перепуталось). Но в Тибете тибетцы способны сами себя содержать, даже под натиском Китая, и они не мечтают, как в Дарамсале, уехать в dream land - в США.

Кроме бестолковых молодых тибетцев, в Дарамсале живут Великие учителя настоящего и витает дух Великих учителей прошлого. Совсем недавно из жизни ушёл один из таких людей, вернее, святых: над его телом появилась радуга, а само тело не разлагалось долгое время. Это видели многие, не только монахи, но и мои друзья, из простых смертных. Для тибетцев это не чудо. Это признак святости. И это в пределах их реальности.

У тибетцев не только город свой, отдельный, среди других полностью индийских городов. У них ещё и мышление своё, то есть своеобразное. Чтобы понять тибетский mind, надо прожить среди них очень и очень долго. И всё равно часто их поступки нам, европейцам или русским, непонятны.

Тибетцы, как и многие азиаты, очень социальны: один из любимых способов времяпрепровождения - momo-party. Это когда тибетцы собираются у кого-то дома и готовят вместе момо (пельмени с разной начинкой - овощи, мясо; их жарят, парят, варят), а потом их едят, пока не лопнут (это суть party, то есть вечеринка). Гостю наливают чай - и подливают его постоянно. Отказываться вроде неприлично ни от еды, ни от чая. Но принимать всё, что дают, иногда не хватает сил.

Гостям надо помнить: тибетцы пьют солёный чай. Когда об этом забываешь и залпом заглатываешь содержимое чашки - срабатывает эффект неожиданности. Особенно если за время, проведённое в Индии, привыкаешь к невероятно сладкому индийскому чаю.

Тибетцы чтут и уважают старших, особенно стариков - потому что "все мы там будем". В самом Тибете до сих пор сохранилась традиция, по которой средний сын остаётся в семейном доме, чтобы заботиться о родителях. А детей они любят невероятно (наверное, потому что все мы там были). Кажется, у них и нет чужих детей - они все общие: потрепать по щеке, взять на руки, приласкать, поймать падающего ребёнка… Это всё нормально, это часть жизни.

Тибетцы много улыбаются и, несмотря на строгие - на наш взгляд - правила общения (со старшими, с женщинами, с монахами), невероятно открыты и часто по-детски наивны. Они иногда как дети что видят, то и говорят. Нас, русских, это порой ставит в тупик. Главное, не принимать всё всерьёз. Потому что разобрать, где правда, а где шутка, невозможно.

Да, Дарамсала - это отдельный мир. Она приняла меня, позволив зачать среди гималайских гор ребёнка, в котором теперь течёт русско-тибетская кровь. Такая же перемешанная, как и всё в этом крохотном городке, ставшем моим домом с момента, как я увидела его впервые - залитого солнцем и окружённого тучами одновременно, среди зелёных гималайских сосен, полного тибетцев, потерявших свой дом и нашедших его там же, где и я.

Елена Сипунова

 


Присланные на конкурс "Первооткрыватели" материалы публикуются в авторской редакции (as is). "РИАН.Туризм" не несет ответственности за возможные ошибки в тексте.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала