Рейтинг@Mail.ru
Индия в "Золотом треугольнике" - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Индия в "Золотом треугольнике"

© Фото : Елена СипуноваRambagh Palace в сиянии огней
Rambagh Palace в сиянии огней
Читать ria.ru в
Когда после поездки в Индию вас спросят: "Ну как?!", вы никогда не ответите "Нормально!". И не сделаете вы этого просто потому, что в этом мире контрастов "нормально" не бывает - здесь либо остро, либо слишком остро…

Как это ни странно, но для многих Индия по сей день остаётся страной, к поездке в которую надо специально готовиться - делать прививки, запасаться лекарствами и совершать иные подобные действия. Для меня же эта страна давно стала вторым домом, а потому собраться в Индию за пару часов - проще простого.

Моя мама рассказала, наверное, всем своим друзьям, что я выиграла поездку от РИА Новости, авиакомпании Etihad Airways и клуба путешествий Special, что мы уже почти выехали, и, конечно, кто-то спросил её: "А тебе не страшно?!" Она, наверное, только тогда впервые задумалась, не страшно ли ей. Но так как ежегодно уже на протяжении пяти лет она то провожала, то встречала меня (сначала одну, а потом с дочкой) в Индию/из Индии, то ей, по-видимому, было уже не страшно.

Моя Индия - это север, Гималаи и Дарамсала. Но нас ждал маршрут, который называют "Золотым треугольником": Дели - Джайпур - Агра. Сама я бы ещё нескоро посетила все эти места, так как уже давно скептически отношусь к запланированным экскурсиям и поездкам с гидами. Но в итоге всего за пять дней я узнала абсолютно другую Индию и получила опыт, который без этого стечения обстоятельств не был бы возможен в принципе.

Мы вылетели в Дели днём из Домодедово. Летели Etihad Airways, а значит с пересадкой в Абу-Даби. Насколько я знаю, прямые рейсы предоставляют только "Аэрофлот" совместно с Air India (разные цены на один самолёт).

Etihad даже экономкласса значительно превосходит по уровню наш "Аэрофлот": это и новый внушительный офис по продаже билетов на "Курской", и милые бирочки для багажа, чтобы его не перепутать, и чистый белый салон самолёта, удобные кресла, возможность просмотра фильмов на русском, вода перед взлётом и интернациональный персонал, который напоминает рекламу Benetton - в каждом экипаже были представители нескольких рас. В обслуживавшем наш рейс из Москвы экипаже была и русскоговорящая девушка, но уже при вылете из Абу-Даби всё стало только на английском. Тем не менее, с или без языка - обслуживание было настолько чётким, стюардессы настолько вежливыми, еда настолько вкусной и разнообразной (перед едой раздавали меню, причем в отличие от "Аэрофлота" здесь вегетарианские блюда оставались всегда), что я поняла, почему многие предпочитают летать Etihad с пересадкой, а не прямым рейсом "Аэрофлота", хотя это на 2-3 часа быстрее.

Рейс немного задержался, но встречавший нас индиец был на месте, сразу проводил к машине, и по дороге в отель мы мило побеседовали о Гималаях и буддизме, правда, на английском и очень быстро, так что я не успевала переводить для мамы и она так и не узнала, о чём мы разговаривали.

Мы ехали в отель с длинным названием Jaypee Vasant Continental. Моё знание Индии ограничивалось гэстхаусами за 150-400 рупий (100-300 рублей) в день, моя мама, наоборот, жила только в апартаментах, но в других странах. На всякий случай мы заранее запаслись вечерним дресс-кодом, но так как ужинали обычно в ресторанах в городе, да и на улице было уже прохладно, так ни разу им и не воспользовались.

В отеле перед нами открывали двери, мило просили присаживаться и сами заполняли все документы, оставалось только расписаться и подняться в номер, не беспокоясь о багаже.

День первый

Три часа сна, и уже пора вставать. За окном - дымный Дели, внизу ждёт завтрак. Проживание в гостиницах включало в себя завтрак. Это шведский стол с континентальными и индийскими вкусностями, свежими фруктами (бананы, папайя, красная питайя, ананасы, гуава), выпечкой (наивкуснейшие круасаны и банановый хлеб), кофе-чаем, молочными коктейлями, ласси и свежевыжатыми соками. Присутствовало и меню для горячего, в которое мы так ни разу и не заглянули.

После завтрака нас уже ждал гид Сита Рам Сингх, индиец в возрасте, говорящий на русском, предоставленный нам Министерством культуры Индии. Впервые он посетил Россию в 1980-ом, и его история напоминает нашу "Иронию судьбы…", только он прилетел-таки в Москву, но без вещей, среди зимы, в одной только индийской рубашке и хлопковых штанах.

Мы никак не ожидали, что сразу окунёмся в мир экскурсий, так как в нашей программе было указано, что поездка состоится вечером. Меж тем сразу после завтрака мы отчалили с нашим водителем и гидом смотреть самую большую в Индии мечеть Джама-Масджид. Мы, как положено, отстояли в пробке в центре Дели, и моя мама впервые увидела этот город. Мечеть и правда впечатляет. А на меня произвели впечатления люди вокруг - раньше я не часто бывала в таких туристических местах, и внимание, которое я привлекала своим европейским внешним видом, меня удивило невероятно. То есть раньше в Индии на меня так никогда не пялились…

После мы посетили могилу Ганди, посмотрели на Храм лотоса (по понедельникам он закрыт для посетителей, но гид заверил, что иностранцев в нём всё равно больше, так что внутри особо делать нечего), и, наконец, добрались до Кутаб-Минара, который поразил нас своей масштабностью и техникой исполнения. Наш гид ненавязчиво рассказывал какие-то истории, останавливаясь перед каменными памятниками и тем самым давая нам время самими полюбоваться архитектурой и проникнуться местной атмосферой. Поверьте мне, такой подход намного лучше, чем когда вас на протяжении шести дней заваливают информацией!

Далее через центр Дели, через Ворота Индии и Дворец парламента мы перешли к главной части нашей программы - позднему обеду. Нас привезли в хороший и дорогой по местным меркам ресторан. Еда была превосходна и обошлась нам в 1000 рупий (примерно 750 рублей). При моём обычном образе жизни в Индии я питаюсь примерно на 100-200 рупий (70-150 рублей). Но мы с гидом решили, что для моей неискушённой мамы, попавшей в Индию впервые, лучше будет питаться в более дорогих местах.

На самом деле эти рестораны входили в нашу программу. Может быть, в них и правда обедать безопаснее, чем в тех, что для своих. Просто у меня никогда не было проблем после любой пищи в Индии, так что я считаю, что слухи о том, что в этой стране еду обязательно надо запивать виски, беспочвенны. Надо просто с умом подходить к тому, что ешь, и понимать, что, например, в Гималаях свежей рыбы быть просто не может.

После обеда мы ещё немного поколесили по Дели, а затем вернулись в отель. Вечером прогулялись по крохотной улочке с магазинами, за которой начинался обычный тёмный и немного пугающий дикий Дели.

День второй

Мы очень старались перейти на местное время, но толком перестроиться у нас не получилось, и подъём в 8.30 (6.00 по Москве) оказался непростым. После завтрака мы отправились на машине в Джайпур. За окном пролетали виды, один лучше другого. Когда мама решила узнать, что же это за жёлтая трава растёт в таких больших количествах, мы даже остановились и стали её рассматривать, пока гид вспоминал название на русском. К нам подошёл крестьянин, которому принадлежало это поле, остановилась ещё пара машин и мотоциклов: всем было интересно, что же тут такое иностранцы нашли! Образовалась толпа, и мы предпочли поскорее продолжить путешествие.

Дорога заняла около пяти часов, включая наше опоздание, пробки и небольшую остановку на чай. Как только мы въехали в Джайпур, усталости от дороги как не бывало: на горе показалась огромная крепость, в которую тут же захотелось забраться. Джайпур, который еще называют Розовый город, - первый в Индии спроектированный город (что-то мне подсказывает, что и единственный - обычно строят как попало, просто надстраивая и достраивая: сверху, снизу и вокруг). Он действительно имеет свою архитектуру (что для Индии необычно), в нём течет какая-то своя внутренняя жизнь, окружённая розовыми стенами старой крепости.

Но самое интересное ждало нас впереди, когда мы подъехали к очередному дворцу в полной уверенности, что это очередная достопримечательность. Но когда нашу машину стали осматривать и заодно уточнили наши фамилии, стало понятно, что это наш отель. Вернее, замок. Нас осыпали лепестками роз, надели на нас бусы из живых цветов, благословили тикой - поставили красную точку на третий глаз.

Гид дал нам 10 минут на то, чтобы переодеться и продолжить путешествие. Но разве возможно было за 10 минут осмотреть весь номер с его огромными кроватями, ванной, видом из окна?! Конечно, мы снова опоздали.

Мы заехали в индуистский храм Лакшми и отправились на ужин. Моя мама с некоторой осторожностью отнеслась к новой для неё индийской пище, тем более последняя всегда немного острая. Она заказала баранину и весь вечер дивилась её вкусу и мягкости. Я, как всегда, выбрала свои любимые индийские блюда, но если честно, то я больше всего ждала возвращения в наш дворец, тем более что к моему приходу была приготовлена ванная с пеной и лепестками роз.

Rambagh Palace - один из лучших отелей в Индии. Он принадлежит компании Tata (которая выпускает всё - от машин до молока) и входит в мировую сеть отелей Taj. Но я думаю, что таких отелей, как этот, даже по всему миру мало: это настоящий дворец, построенный в XV веке. Он принадлежал королевской семье, пока в XX веке с приходом Ганди короли не потеряли власть. Так как им пришлось содержать себя самостоятельно, жена короля Гаятри Дэви отдала дворец под гостиницу.

Здесь останавливаются самые влиятельные люди, приезжающие в Индию. Номера выглядят поистине королевскими, к обслуживанию не придраться. Вокруг дворца - большая территория, на которой расположились спа-салон, бассейн и комнаты для массажа. В Rambagh Palace шесть ресторанов, один из которых стилизован под поезд.

День третий

День выдался насыщенным: подъём в 7.00 (4.30 по Москве), чтобы в 8.00 выехать на настоящую раздачу слонов. Очередь была огромная, но слонов хватило всем! Наш гид поднялся за нами на джипе.

Наш слон оказался просто огромным! Сидение, на котором мы восседали, так и норовило оторваться, по крайней мере по ощущениям, я бы сравнила наш подъём в крепость с американскими горками: сидишь на высоте нескольких метров, раскачиваясь во все стороны, а под тобой ещё и гора, уходящая далеко вниз… Слоны обгоняли друг друга, погонщики только посмеивались над нами.

Наконец мы добрались до площади крепости Амбер. Она стоит на горе и обнесена стеной наподобие Китайской, но оказалось, что на её содержание и охрану требуется слишком много людей, и стену оставили в покое. Наши впечатления от увиденного становились всё больше и больше, они росли вместе с масштабностью построек, которые мы лицезрели.

После тяжёлого дня нам, наконец, предоставили два часа отдыха. Мы смогли прогуляться по территории отеля и немного передохнуть, после чего отправились на ужин в очередной ресторан. Это оказалось не самое уютное место, даже наш гид был неприятно удивлён. Но зато в нём подавали настоящий тали - традиционную индийскую еду, состоящую из риса и нескольких "добавок": дала, овощей, дахи (индийского кефира), чапати (хлеба) и т.д. В ресторане играли на барабанах, а несколько девушек вытаскивали на сцену удивлённых иностранцев и обучали их индийским танцам.

День четвертый

Мы распрощались с нашим дворцом и выехали в Агру. Дорога по Раджастхану была просто великолепна - жёлтые поля, люди, одетые в яркие сари, живописные деревни со странными, непривычными русскому взгляду постройками, коровы, свиньи, всё вперемешку - и везде трубы печей для кирпича. По дороге в Агру мы заехали посмотреть Абанери - древний ступенчатый колодец, построенный в IX веке.

А дальше, после небольшой остановки на чай, - Фатехпур-Сикри, очередной город-дворец, поражающий воображение. Самое удивительное, что всю эту красоту король возводил для своей жены, которая в итоге отказалась здесь жить, и город остался пустовать.

Уже в темноте мы прибыли в Агру. Снова 10 минут на размещение в гостинице и снова поход в ресторан - тихое спокойное место, дарящее долгожданный отдых.

День пятый

The Gateway Hotel, ещё один в серии отелей Taj, после дворца в Джайпуре показался нам каким-то "дешёвеньким". Если в нашем замке моя мама восклицала: "И зачем мне такая огромная кровать?! И как можно спать на четырёх подушках?!", то теперь она возмущалась, что кровати слишком узкие, а подушек всего две!

Но, немного отойдя от роскоши Джайпура, мы заметили уютный парк, барбекю и ресторанчик с видом на бассейн. Кроме того, утром из окна нашего номера мы должны были увидеть Тадж-Махал (кстати, закрытый в пятницу). Но увидели мы только его очертания: Индия всегда покрыта то ли дымкой, то ли туманом.

Сам город Агра (по моему мнению, которое, как позже выяснилось, не совпадает с мнением других путешественников по Индии) оказался намного беднее Джайпура. Это ощущение пришло сразу, как только мы выехали на улицу. И намного грязнее. Говорят, город славится мусором и полицейскими. Но лично мне не показалось, что того и другого было больше или меньше, чем обычно.

За день мы побывали в Форте Агры, где младший из восьми сыновей убил всех своих братьев и присвоил себе власть, удерживая отца-короля в заточении. Посмотрели усыпальницу Итимад-уд-Даула ("Доверие государства") и мавзолей Акбара в Сикандре, где по территории гуляли обезьяны и газели.

Вечером менеджер отеля Прафул Нарчал провёл для нас экскурсию по гостинице, рассказал об отелях сети Taj и конкретно о The Gateway Hotel. У меня наконец-то сложилась полноценная картинка о том, как всё устроено.

До появления компании Tata Motors и отелей Taj, в 1868 году Джамшетджи Нуссерванджи Тата основал Ткацко-прядильную мануфактуру Центральной Индии. Он очень любил Индию и мечтал поднять её экономически, а потому открывал университеты, построил гидроэлектростанцию и металлургический комбинат. В 1887 году он основал компанию Tata Sons. О первом Тате ходят легенды - говорят, что сам он жил в Англии и якобы у него не было даже своего дома. И когда он приехал в Индию, ему негде было остановиться, и тогда-то он и открыл отель Taj. Так это или нет, но компания была создана в 1902 году, а первый отель The Taj Mahal Palace & Tower в Мумбаи был открыт в 1903 году.

В 1904-м после смерти Джамшетджи концерн возглавил его старший сын Дорабджи Тата. Он же создал Tata Airlines, которая впоследствии была национализирована и переименована в Air India. В 1938 году концерн состоял из 14 компаний, его возглавил не входивший в семью Джехангир Ратанджи Дадабхой. В 1945 году была создана Tata Engineering and Locomotive Company по производству локомотивов, в 2003-м компанию переименовали в Tata Motors.

Это официальная история компании Тата, которая в Индии кажется тотальным монополистом - куда ни глянь, везде стоит значок Tata - от машин до сотовой связи и сливочного масла. Для меня стало открытием, что отели Taj - тоже Тата!

Компания, которой принадлежат отели Taj, называется Indian Hotels Company Limited - это сеть отелей высокого уровня, включающая в себя отдельные типы гостиниц. Среди них есть такие, которые приравниваются к королевским. Это, например, Rambagh Palace в Джайпуре, в котором нам посчастливилось остановиться.

Два других типа отелей (кроме отелей под общим названием Taj) - это Vivanta и The Gateway Hotels. Насколько я поняла, все сети отелей не из дешёвых, хотя гостиницы Gateway предлагают и недорогие варианты проживания и рассчитаны как на обычных туристов, так и на деловых людей. Например, в Rambagh Palace совсем не было молодых людей, постояльцы были либо уже преклонного возраста, либо молодыми и активными бизнесменами, но в любом случае за 30, ближе к 40 и выше. В Gateway же оказалась большая группа туристов из Европы, которые выглядели более "простыми", одевались более просто и вели себя так же.

В нашем отеле в Агре в холле находился целый центр с сувенирными и книжными магазинами, деловой центр - офис с компьютерами и факсами, которым можно было воспользоваться при желании, бар и место для встреч, на территории расположено отделение с тренажёрным залом, массажными кабинетами и залом для йоги. Летом доступен и открытый бассейн. Этот отель, в отличие от Rambagh Palace, конечно, не имеет такой древней истории, это не замок, но в прошлом он принадлежал сети Holiday Inn и является вторым по уровню в городе. В отеле есть более шумные (и более дорогие) номера с видом на Тадж-Махал, который расположен всего в трёх километрах, и более тихие с видом во двор.

Я даже не могу придумать, каких услуг в отелях не было: и стирка вещей, и йога прямо в комнате, и коврики для йоги, и Интернет (Wi-Fi), и все принадлежности личной гигиены, и, что очень важно в Индии в летнее время года, вода в бутылках в номере, которую меняли по требованию. В номерах были чай, кофе, чайник, чашки, стаканы для воды, вешалки, тапочки, халаты, сейф, кондиционер и всё-всё-всё.

День шестой

Апогей всего увиденного - Тадж-Махал! Как всегда, встать пораньше, и в восемь утра мы там, но Тадж-Махал уже полон туристов. Это мешает только, пожалуй, делать фотографии. В остальном же он настолько огромен, что сколько бы людей ни стояло рядом, дворец не становится меньше. Издалека кажется, будто он сделан из чистого мрамора. При ближайшем рассмотрении замечаешь невероятные узоры и инкрустацию. Вокруг толпы туристов - иностранцев и самих индийцев, которых, кстати, толпы везде, причем даже больше, чем иностранцев. У индийцев очень развит туризм внутри страны, благо страна огромная и всегда найдётся место, куда поехать.

После посещения Тадж-Махала мы отправились в Дели. Без пробок до него ехать часа четыре. С пробками - как пойдёт.

В 16 часов мы снова были королями: отель Taj Palace в Дели. Вид на лес (я и не знала, что в Дели есть лес!), на бассейн и на свадьбу. Нам повезло, мы всего за пять дней видели десятки свадеб, так как начался благоприятный для этого мероприятия сезон. Везде слышна музыка, повсюду веселье, разноцветные сари и бой барабанов.

Оставив маму отдыхать в номере, я поехала покупать индийские сладости в единственный знакомый мне огромный магазин, который находится недалеко от Пахар-Ганджа, известного туристам как main bazaar, где можно приобрести разнообразные эзотерические вещи - украшения, одежду, платки, покрывала и т.д.

Всё-таки ощущения от поездки на авторикше в свободном полёте среди обычных индийцев совсем не те, что на большой машине с гидом, который при шаге в сторону хватал меня за руку и в шутку прикрикивал: "Ты куда?!".

Это просто два разных мира - гэстхаусы за 100 рупий и всемирно известные отели Taj. Они существуют в одной параллельной реальности, потому что мы все ездим смотреть Тадж-Махал и все поражаемся этой удивительной стране - Индии. Не важно, любители ли вы жить в полном комфорте или согласны терпеть многие неудобства.

День седьмой

Ночь прошла как в бреду. Перелёт, казалось, не кончится никогда. Последний раз индийская еда в самолёте - и пусть на часах 5 утра, как всегда вкусно. Мы проваливались в сон и выплывали из него, когда надо было пересесть на другой самолёт.

Москва всегда кажется серой после Индии. Моя мама получила впечатлений больше, чем за год своей обычной жизни. Когда её спрашивают про поездку, она не может объяснить словами. Она пытается, как и я когда-то пыталась объяснить ей, как это - быть в Индии. Но никакие слова здесь не помогут. Её надо просто увидеть. Почувствовать. Подышать её воздухом. И эти ощущения, и индийские запахи уже никогда не спутаешь с чем бы то ни было.

Отчет о поездке в Индию победителя конкурса "Первооткрыватели" публикуется в авторской редакции (as is). "РИАН.Туризм" не несет ответственности за возможные ошибки в тексте.