Рейтинг@Mail.ru
Дети Азии: теория общественного воспитания - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дети Азии: теория общественного воспитания

© Фото : Елена КунсэльЮная жительница Китая
Юная жительница Китая
Читать ria.ru в

В Тибете и Монголии родители, уходя в поле работать, оставляли маленьких детишек в глубокой яме - там они были защищены от диких зверей, непогоды и прочих опасностей, которые грозили им снаружи. Через пару часов мать возвращалась, кормила ребёнка, умывала его - вытирала землёй, и снова уходила. Нам, сегодняшним, непонятно, как развивались их дети - тогда, конечно, было не до карточек Домана, так популярных среди современных молодых мам. Ребёнок большую часть времени проводил в яме и наверняка очень радовался, когда видел человеческое лицо.

Азиатские традиции и современные тенденции

Самое интересное, что описанные событии - дело недалекого прошлого. Например, в Тибете ещё 60 лет назад в семье было по 15 детей, выживала из которых в лучшем случае половина. Так, в семье нынешнего далай-ламы, родившегося в Амдо (нынче Тибетский автономный округ), было 13 детей, из которых выжили лишь шестеро. И болели они самыми разными болезнями - в своих мемуарах мать духовного лидера рассказывает о том, что один из её детей был болен раком, но на тот момент диагностировать его, конечно, не могли.

До сих пор в тибетском районе Кхам существует традиция, по которой супруга старшего брата становится женой остальных братьев в семье. У них рождаются дети, которые не знают точно, кто их отец. Точнее, у детей их несколько. Можно предположить, что у кочевников дела обстоят примерно так же, поскольку в палатке темно и женщина может так и не узнать, с кем она встречалась этой ночью.

В Азии и поныне, по крайней мере в среде фермеров и кочевников, сохраняется традиция иметь большие семьи. Расчёт понятен: чем больше детей, тем больше рабочих рук плюс (вернее, минус) высокая детская смертность. Впрочем, городская реальность неумолимо вносит свои коррективы: маленькие квартиры и дорогое образование накладывают ограничения, хотя азиаты могут жить целыми таборами даже в одной комнатушке.

В Китае, как известно, действует принцип "одна семья - один ребёнок", за всех, что сверх, родители вынуждены платить высокие налоги, да и закончиться очередные роды могут стерилизацией. Пока что это привело к огромному количеству официально несуществующих детей и к тому, что о стариках некому заботиться. Особо остро эта проблема стоит в Тибете, где из-за тяжёлых условий, скудного питания и отсутствия медицинского обслуживания уровень детской смертности баснословный, а срок жизни предельно короток. И хотя на данный момент официальный Пекин на бумаге разрешает национальным меньшинствам иметь неограниченное число детей, но в действительности старается регулировать рождаемость - госслужащим разрешено иметь одного ребёнка, остальным - два. Правительство следит даже за кочевниками, что совсем непросто.

В Таиланде правительство тоже пытается регулировать рождаемость, но другими способами. Король мягко порекомендовал гражданам иметь в семье двух детей. Никаких наказаний за превышение нормы не предусмотрено. Но тайцы и не стараются произвести большое потомство, потому что жизнь дорожает, и они кропотливо подсчитывают, сколько ртов смогут прокормить.

В Индии, несмотря на явное перенаселение, запретов нет: богатые позволяют себе иметь столько детей, сколько могут позволить, а бедные - рожают, сколько получится. Смертность среди бедняков и живущих на улицах индийцев высока настолько, что жителю европейской части России сложно себе даже представить. Выживают поистине сильнейшие. При этом эти грязные детишки на улицах, таскающие на себе своих бесчисленных братиков и сестрёнок, совсем не выглядят несчастными. За грязью и загаром, конечно, не увидишь той ученой бледности, которая свойственна школьникам из развитых стран. Но у наших школяров нет той непосредственности и детского счастья, которым так часто светятся эти бездомные и беззаботные дети.

Теория общественных детей и счастливая старость

В Азии до недавнего времени не было чужих детей, все детишки были своими. В зависимости от страны менялись лишь обычаи выражения эмоций к чужому (то есть не своему по крови) ребёнку. Например, в Таиланде никогда не касаются головы другого человека, а в Индии любят трепать детишек за щёки.

Только недавно в азиатских странах стали появляться детские дома. Это происходит из-за современной тенденции к разводам и ограниченному количеству детей в семье. Раньше роль детского дома брала на себя сама семья - родственники пристраивали к себе сироту. Кстати, то же самое было и в России до революции.

Кстати говоря, до сих пор в некоторых странах и регионах - Монголии, Тибете, Киргизии - дети, рождённые у одних членов семьи, могут быть отданы другим или даже друзьям. Например, если у старшего брата нет и не может быть детей, а у младшего с рождаемостью всё в порядке, то даже первенца младшего брата отдают старшему. Ребёнок узнаёт, кто его настоящие родители уже в зрелом возрасте. Так же отдают детей бездетным друзьям или родственнику, который давно хочет девочку, а рождаются только мальчики. Или если ребёнок нежеланный, или мать слишком молода, или родила по глупости. Дети спокойно отдаются на воспитание бабушкам, дедушкам, тётям и дядям - родители тем временем работают. Спустя 20 лет братья и сёстры узнают друг друга, но по-прежнему воспринимают воспитателя как маму, а настоящую маму - как далёкую родственницу.

Для нас, тех, у кого три ребенка в семье - уже многодетность, звучит странно. Наши образованные психологи говорят, что нельзя просить старшего ребёнка присматривать за младшим, ежели только он сам не проявит инициативу. Ау жителей Азии старшие смотрят за средними, средние за младшими, и все вместе - за самыми маленькими. Картина, когда пятилетка весь день таскает на спине младенца, работает с ним в поле - более чем привычна. Дети вырастают самостоятельными, а главное - полноценными родителями. Для них страх перед маленькими детьми, неумение взять малыша на руки и незнание, как с ним обращаться, в принципе непонятны. В больших семьях дети учатся жить в обществе, играть, давать и отбирать, заботиться друг о друге, быть родителями с самого детства, даже самые младшие, потому что когда они подрастают, то обычно уже заботятся о племянниках.

И главное - в старости родители в таких семьях никогда не остаются одни. В Тибете существует чёткое правило, по которому средний сын продолжает жить в родительском доме и заботиться о них. Именно поэтому политика "одна семья - один ребёнок" разрушительна для азиатов.

Елена Кунсэль

Продолжение следует…

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала