Рейтинг@Mail.ru
Десять дней в Египте со Святым Семейством у "Сожженного монастыря" - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Десять дней в Египте со Святым Семейством у "Сожженного монастыря"

Читать ria.ru в
В течение десяти дней в конце июня население провинции Асьют в Верхнем Египте увеличивается на несколько сотен тысяч человек. Такой ощутимый рост для относительно небольшого региона обеспечивают паломники-христиане, направляющиеся со всей страны к крупнейшему в Египте православному коптскому монастырю Ад-Дейр аль-Мухаррак.

В течение десяти дней в конце июня население провинции Асьют в Верхнем Египте увеличивается на несколько сотен тысяч человек. Такой ощутимый рост для относительно небольшого региона, в котором постоянно проживают чуть более 3 миллионов египтян, обеспечивают паломники-христиане, направляющиеся со всей страны к крупнейшему в Египте православному коптскому монастырю Ад-Дейр аль-Мухаррак, примостившемуся у горы Кускам в нескольких километрах от городка Аль-Кусейя на берегу Нила. Христиане-копты с семьями приходят к монастырю, чтобы несколько суток прожить в том месте, где, согласно преданию, более чем на полгода останавливалось Святое Семейство во время скитания по земле Египетской, спасаясь от преследования иудейского царя Ирода.

Кто сжег монастырь

Считалось, что Ад-Дейр аль-Мухаррак ("Сожженный монастырь") получил свое название еще во времена раннего христианства из-за неоднократных поджогов обители кочевыми племенами, которые совершали на нее регулярные набеги. Это объяснение укоренилось настолько прочно, что до сих пор оставалось единственной общепринятой версией.

Однако, как рассказал корреспонденту РИА Новости помощник настоятеля Ад-Дейр аль-Мухаррак отец Филиксинос, никто и никогда монастырь из корыстных побуждений не поджигал и не разрушал. На самом деле его название связано с тем, что тысячелетия назад люди, осевшие в этой местности, сжигали здесь пальмовые рощи, чтобы удобрить землю древесным углем. Сам регион стал называться "сожженной территорией", а монастырь с момента его основания в начале IV века новой эры - "сожженным". За прошедшие многие столетия в монастыре было отмечено несколько пожаров, но все исключительно по причине жаркой и ветреной погоды или по недосмотру.

Алтарь Иисуса

За почти восьмиметровыми стенами монастыря находится внутренний двор, больше напоминающий торговую площадь, за ним - еще одна стена, чуть пониже, за ней располагаются три церкви обители. Две из них, по меркам христиан-коптов, почти современные - Архангела Михаила, построенная в XIV веке и достроенная в XV веке, и "совсем молодая" Святого Георгия, возведенная в XVIII веке.

Третья церковь - Девы Марии, главная святыня Ад-Дейр аль-Мухаррак и одно из самых почитаемых мест Коптской православной церкви, которое притягивает миллионы паломников. Именно здесь и проживало Святое Семейство, а на камне, который установлен в алтаре, по коптскому преданию, во время остановки у горы Кускам любил сидеть Иисус.

Впервые небольшая деревянная церковь как раз над этим камнем была построена в I веке нашей эры, как убеждены коптские монахи, еще до 40 года, и является самой древней церковью во всем христианском мире. Снаружи она представляет собой одноэтажное глинобитное здание белого цвета с узким входом в форме креста. Над церковью несколько приземистых куполов, по коптской традиции, без крестов.

Внутри церковь Девы Марии разделена резными деревянными ширмами на три совсем небольших помещения, самое маленькое из них и есть алтарь с "камнем Иисуса". Все убранство ограничивается несколькими коптскими иконами и скромной хрустальной люстрой, закрепленной на потолке. Отсутствие роскоши, даже аскетизм в оформлении помещений, предназначенных для общения с Богом, а также при проведении религиозных служб и обрядов - отличительная черта всей Коптской церкви.

Праздник для всех

Первоначально, в первые десятилетия V века, праздничные дни, связанные с пребыванием Святого Семейства у горы Кускам, начинались шестого числа месяца футуха по коптскому календарю (середина ноября). Но учитывая, что осенью подавляющее большинство египтян были заняты уборкой урожая, то еще много столетий назад праздник был перенесен на конец июня, разъясняет отец Филиксинос. Среди этих дней воскресенье - пиковый, когда в монастырь стекается основная масса паломников. По словам коптского монаха, обычно за 10 дней праздника Ад-Дейр аль-Мухаррак посещают более четверти миллиона верующих. В этом году из-за неустойчивой обстановки в стране здесь ждут "только 100-120 тысяч гостей".

Христиане, прибывшие к святому месту, заполняют все свободное пространство в монастыре: паломники разбивают палатки рядом с церквями (за исключением церкви Девы Марии), люди располагаются на площадях перед другими монастырскими зданиями, вокруг стены Ад-Дейр аль-Мухаррак живут тысячи египтян, - зрелище, скорее напоминающее лагерь беженцев или переселенцев, но радостных, веселых и очень добродушных. Каждая семья приглашает только что прибывшего паломника отобедать с ними, передохнуть именно в их "самой гостеприимной палатке".

Во внутреннем дворе, за первой стеной по разрешению монастыря устраивается ярмарка, на которой торгуют всем и вся, начиная от жареного арахиса и семечек и кончая велосипедами и школьными принадлежностями. Большинство продавцов - местные крестьяне, исповедующие ислам. Очень многие продают здесь овощи и фрукты, выращенные на земельных участках, которые они арендуют у монастыря. "Так что этот праздник - для всех, вне зависимости от того, кто к какой религиозной конфессии принадлежит", - отмечает отец Филиксинос.

Чудо белого платка

В праздничные дни стечение огромного числа людей в монастырь связано в первую очередь с тем, что христиане хотят почувствовать себя ближе к Святому Семейству, получить его благословение. "По традиции, люди приходят сюда, чтобы несколько дней прожить рядом с местом, где также, как и теперь они, проводили дни, но более двух тысячелетий назад Мария, Иосиф и Иисус", - говорит монах. Кроме того, по его словам, само расположение монастыря позволяет провести именно такой "социализированный вид праздника".

Но, оказывается, все эти паломники стремятся в Ад-Дейр аль-Мухаррак не только с тем, чтобы приобщиться к житию Святого Семейства, но и с искренней надеждой на повторение самых невероятных явлений, то есть чудес. "А чудеса здесь случались многократно", - утверждает отец Филиксинос. Монах поведал, что в Эфиопской церкви, монахи которой в период раннего христианства постоянно несли послушание в "Сожженном монастыре", существует священная Книга белого платка, почитаемая также и коптами. Этот манускрипт содержит документированные описания тысячи чудес, которые были совершены Марией у горы Кускам, где стоит Ад-Дейр аль-Мухаррак.

В течение столетий Дева Мария в определенные дни являлась людям, и всегда ее явления сопровождались исключительными событиями - чудесами. Перед тем, как уйти, она предупреждала христиан о своем исчезновении несколькими взмахами белого платка, который всегда был у нее в руке. Так, за многие годы, сложилась Книга белого платка - собрание свидетельств чудес, совершенных Девой Марией на территории "Сожженного монастыря". Как уверяют коптские монахи, чудеса происходили обязательно, но они могли случаться как непосредственно во время явления Девы Марии, так и спустя некоторое время, а, возможно, и спустя годы.

Тысячи паломников, расположившиеся у Ад-Дейр аль-Мухаррак, как и их прародители, верят и ожидают новых чудес. За многие столетия своей истории этот коптский монастырь помогал страждущим неоднократно. Возможно, и теперь кому-то повезет, и он получит долгожданное благословение Святого Семейства в праздничные дни, проведенные у "Сожженного монастыря".

Александр Елистратов - Ад-Дейр аль-Мухаррак (Верхний Египет)

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала