Рейтинг@Mail.ru
Санторин: археологический комплекс на месте разрушенного города - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санторин: археологический комплекс на месте разрушенного города

© РИА Новости / Алексей БогдановскийОдна из восстановленных фресок на Санторине, изображающая неизвестную богиню, повелительницу всего живого
Одна из восстановленных фресок на Санторине, изображающая неизвестную богиню, повелительницу всего живого
Читать ria.ru в
Власти острова Санторин и археологи представили на днях журналистам новый археологический комплекс на месте поселения бронзового века, уничтоженного в XVII веке до нашей эры гигантским извержением вулкана. Раскопки, начавшиеся в 1967 году в Акротири, позволили узнать историю процветавшего торгового порта, погибшего во время одной из крупнейших природных катастроф, которые когда-либо переживало человечество.

Материал подготовлен для портала РИА Новости >>

Власти острова Санторин и археологи представили на днях журналистам новый археологический комплекс на месте поселения бронзового века, уничтоженного в XVII веке до нашей эры гигантским извержением вулкана. Раскопки, начавшиеся в 1967 году в Акротири, позволили узнать историю процветавшего торгового порта, погибшего во время одной из крупнейших природных катастроф, которые когда-либо переживало человечество. Раскопки также обогатили историю искусства уникальными фресками, часть из которых еще никогда не демонстрировалась посетителям.

Крыша над древним городом

Один из наиболее важных археологических памятников Греции - древний город в Акротири - был закрыт для туристов почти семь лет из-за несчастного случая. В сентябре 2005 года обрушилась крыша над раскопками, в результате погиб один турист и еще шестеро были ранены.

Новая крыша спроектирована с нуля греческим архитектором Никосом Финдикакисом и представляет собой сложный комплекс на более чем 120 мощных колоннах, покрывающий древний город на территории более 1,4 гектара. Под деревянным настилом на стальных опорах, по которым идут посетители, раскинулся древний город почти в том же виде, в каком его 3,6 тысячи лет назад оставило землетрясение и последовавшее за ним мощное извержение вулкана, засыпавшее город слоем пемзы и пепла высотой до 12 метров.

По словам археолога Христоса Думаса, который руководит раскопками с 1974 года, новый комплекс позволяет проникать естественному освещению и вентиляции через равномерные прорези в крыше.

"Архитектора вдохновляла, с одной стороны, досократическая философия первичных элементов материального мира (земля, вода, воздух и огонь) и теория Аристотеля о четырех основных качествах (тепле, холоде, влажности и сухости), а с другой стороны - естественный ландшафт и искусство Акротири. Все это способствовало воплощению идеи биоклиматического перекрытия", - поясняет Думас. По его словам, посетители получили в десять раз больше места, чтобы осмотреть древний город, а перекрытия, малозаметные снаружи, восстанавливают гармонию островного пейзажа.

Кроме того, чтобы вкопать на месте строительства более сотни колонн, понадобилось прорыть колодцы глубиной до 12 метров. Значительную часть этих колодцев археологи исследовали и обнаружили, что под городом II тысячелетия до нашей эры находилось другое поселение, существовавшее, по-видимому, уже в V тысячелетии до нашей эры.

Город, погибший в XVII веке до нашей эры, представлял собой процветающий торговый центр Восточного Средиземноморья эпохи Минойской цивилизации. "Это был город с разделением трудовых специальностей, проводивший общественные работы, такие как планировочная застройка, мостовые и система канализации", - пояснил Думас. Подземная канализация свидетельствует о том, что речь идет о высокоорганизованном обществе, которое могло обеспечить соответствующий уровень комфорта граждан, считает археолог.

В древнем поселении обнаружено множество импортных товаров. Сирийские ханаанские амфоры, гребень из слоновой кости, кубки из страусиных яиц, египетские деревянные кастаньеты и алебастровая амфора, уникальная золотая статуэтка дикого козла из Месопотамии - все это говорит об обширных торговых связях местных жителей.

"Город импортировал живых улиток с Крита - люди здесь любили хорошо поесть", - добавляет археолог.

Некоторые здания были выстроены в два-три этажа и занимали площадь до 200 квадратных метров. На треугольной площади города, по-видимому, находились магазины. Найдены мастерские, где занимались ткачеством, плавкой и другим производством. Пока что раскопано полностью или частично лишь семь зданий, и работы продолжаются. Помимо фресок, найдено множество амфор и других сосудов, предметы быта, такие как кровати и стол на изящных гнутых ножках, а также украшения, в том числе и импортированные с Ближнего Востока.

Археологи пока не ответили на вопрос о том, кто правил городом, но Думас считает, что здесь не было единого правителя, а руководство осуществляли крупные купцы, которые и привносили основной вклад в благосостояние города. "История показывает, что никаким правителям не удавалось полностью подчинить себе капиталы торгового флота", - говорит археолог.

Извержение вулкана

Вулканолог Йоргос Вуюкалакис рассказал, каким образом геологические и археологические данные помогли восстановить картину гибели города. Прежде всего, была получена наиболее вероятная дата извержения (весна или начало лета 1613 года до нашей эры). Датировка стала возможной благодаря тщательному радиоуглеродному анализу ветки оливы, которая сохранилась при извержении.

Ученые предполагают, что незадолго до извержения остров сотрясло мощное землетрясение магнитудой не менее 7 баллов по шкале Рихтера. Здания были серьезно повреждены, но люди сумели организовать спасательные отряды и эвакуировать раненых, после чего занялись спасением имущества. Эти работы не были завершены: так, на улице были найдены кровати, что говорит о том, что их готовили к переезду.

"Незавершенность работ по раскопке улиц по всему поселению и отсутствие горизонтальной эрозии на зданиях показывает, что время, которое было в распоряжении спасательных групп между землетрясением и взрывом вулкана, не могло превышать нескольких десятков дней", - поясняет Вуюкалакис.

Затем проснулся вулкан в центре залива, образованного полукруглой кальдерой острова. "Это извержение вулкана на Санторине было самым большим взрывом, который только видело человечество за последние 10 тысяч лет. Санторин и ближайшие острова в радиусе 50-60 километров были полностью разрушены", - говорит исследователь.

Сначала в ходе взрыва образовался гигантский столб высотой до 35 километров, с которым в атмосферу было выброшено 4,6 миллиарда тонн магмы. Затем морская вода стала прорываться в поврежденное жерло вулкана и в контакте с раскаленной магмой вызвала гигантские потоки горячего вещества. Постепенно магма, извергавшаяся из вулкана, превратилась в грязь, которая покрыла остров. Последние исследования показывают, что при извержении из вулкана было выброшено до 55 кубических километров (126 миллиардов тонн) вещества. Наконец, из жерла вырвались новые облака раскаленных частиц температурой до 350 градусов по Цельсию, которые, двигаясь со скоростью 50-80 метров в секунду, уничтожили все живое на Санторине и соседних островах. У жителей города не было никаких шансов спастись: они, скорее всего, погибли от термического шока.

Взрыв сопровождался цунами с высотой волн предположительно до 12 метров, следы которого обнаружены на побережье Турции и Крита. Окрестности Санторина были засыпаны плотным слоем пепла, а повисшие в воздухе частицы на протяжении ряда лет не давали солнцу прогревать землю, вызвав вулканическую зиму. Прежде чем на острове появились новые поселения прошло не менее 300-400 лет.

Минойские фрески

Кроме собственно раскопок, в комплекс входят и мастерские по работе с керамикой и реставрации художественных изображений. Минойское искусство известно миру прежде всего своими поразительными фресками. Неповторимый стиль, в котором сочетаются изящество линий и буйство красок, говорит о долгой и плодотворной художественной традиции, история которой нам неизвестна.

Художники часто изображали далекие страны, а также реальных и фантастических животных, которые были частично позаимствованы из других культур и творчески переосмыслены. "Гриф, дикая кошка, обезьяны, антилопы - это не просто следствие тесных контактов с Восточным Средиземноморьем. Их реалистичное изображение выдает непосредственный опыт самих художников",- говорит археолог Христос Думас.

Многие фрески Акротири находятся сейчас в музеях Афин и Санторина. Это, например, знаменитый "Рыбак" и "Боксирующие мальчики", а также изображение перепрыгивающих с ветки на ветку изящных синих обезьян. Но множество фресок еще не восстановлено и находится в хранилище в виде десятков тысяч обломков. Кусочки "паззла" собирают ежедневно трое сотрудников лаборатории, и их работа продлится еще многие годы.

Думас провел журналистов в святая святых хранилища, где находятся уже отреставрированные фрески, которые до сих пор недоступны посетителям, а некоторые даже не опубликованы в научной литературе. На одной их них девочка в ярком платье с частично выбритой головой (символ взросления) собирает шафран, один из драгоценных продуктов той эпохи. Обезьяна с острой мордочкой подносит шафран женской фигуре в пышном платье с открытой грудью, чья стать и образ выдают божество. Волосы богини украшены змеями, на шее - ожерелья в виде животных, в ушах - огромные серьги. Профиль женщины, принимающей в дар шафран, отличается редкой утонченностью. Возле богини восседает гриф с изящными синими перьями, напоминающими павлиньи.

Археолог надеется на то, что со временем для этих фресок мирового значения будет создан музей на Акротири, который будет привлекать сотни тысяч туристов. Пока что администрация решает с министерством культуры куда менее значимые задачи: как, наконец, открыть кафетерий при музее, за эксплуатацию которого министерство требует слишком больших денег от подрядчиков, или как засадить санторинскими ароматическими травами наружные склоны новой крыши. Строительство монументальных перекрытий, которое велось с 2005 года, обошлось в 40 миллионов евро, и еще многие миллионы могут понадобиться для создания музея. Греческое государство оказалось в долговом кризисе, и ассигнований на эти цели в ближайшие годы не предвидится.

"Я думаю, что уже не доживу до открытия музея", - заключил археолог, который по-прежнему бодр и полон сил в возрасте за 80.

Алексей Богдановский

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала